Совмещение несовместимого в Сынковичской церкви «оборонного типа»

фасад храма
Сынковичская церковь – место непростое. Куда ни глянь – одни вопросы. Когда она была построена? Кем? И самое главное – для чего? Согласитесь, неопределенность целевого назначения в отношении церкви выглядит совсем уж странно. А информационная табличка на фасаде «Церковь оборонного типа» еще больше «нагоняет тумана». Попробуем разобраться.

- Если ехать по шоссе из Слонима в сторону Волковыска, то на десятом километре, за небольшим лесным массивом, неожиданно раскрывается необычный  пейзаж, напоминающий Шотландию или Бургундию: справа на расстоянии двух километров четко вырисовываются контуры небольшого средневекового замка, с башнями по углам, с двухскатной  островерхой  крышей, столь характерной для готики.  Это Сынковичский храм святаго Архистратига Божия Михаила, - пишет в своих повествованиях Протоиерей Виталий Антоник.

Зачем?
Однако специфическая архитектура, строгий и даже суровый вид строения как-то не соответствует привычному облику православного храма.

Это несоответствие еще более усиливается вблизи, когда становятся видны все элементы боевого оснащения храма: бойницы в башнях, а по стенам, в верхней их части, ряд машикулей, бойниц особого устройства.

Их наличие способно смутить любого здравомыслящего человека.
Во-первых, с точки зрения религиозной морали. Православные храмы никогда не строились с таким расчетом, чтобы их можно было использовать и для молитвы, и для битвы. Да, история знает монастыри, обнесенные стенами с башнями и бойницами, с  пушками  и стрельцами. В ответ напомним, что на территории таких монастырей находились не только храмы, но и другие постройки, например жилые кельи, разного рода мастерские амбары и хранилища, библиотеки, богадельни и лечебницы. Все это надо было охранять и защищать от разграбления.

Во-вторых, с точки зрения элементарного здравого смысла: Сынковичская церковь, несмотря на свои башни и бойницы, как это ни парадоксально, совершенно не пригодна для обороны.
Даже не профессиональный историк, а обычный наблюдательный турист может заметить в архитектуре храма такие детали, которые совершенно несовместимы с понятием сооружения оборонного типа. Прежде всего, это огромные окна. При осаде нападающие без особого труда через  эти окна могли забросать горящими материалами. Еще большее недоумение вызывает то, что с восточной стороны, т.е. со стороны алтарной апсиды, вообще нет  никаких устройств для отражения нападающих.


Следует также обратить внимание на различие архитектуры башен. Если западные тяжеловесные башни выглядят внушительно, даже сурово, то восточные, наоборот, легкие, стройные, к тому же тонкостенные. Создается впечатление, что древние зодчие, воздвигая восточные башни, больше заботились о создании архитектурного ансамбля, чем об усилении фортификационной мощи объекта. К тому же восточную сторону храма, то есть обе башни и апсиду, украшает поясок декоративной кладки, чего нет в других частях храма. Таким образом, здесь налицо два стиля, что, в свою очередь, наводит на мысль о двух этапах строительства здания, являющегося ныне храмом Архистратига Божия Михаила.


Кто?
Церковь была освящена в 1407 году, – рассказывает священник отец Арсений. – Великий князь Ольгерд умер в 1377 году. Своим наследником он оставил сына Ягайло, который позже стал  королем Польши. Ягайло пошел войной на родного брата Витовта и дядю Кейстута. Однако победить их было сложно. Тогда он предложил мир и пригласил родственников в гости. Когда те приехали, их схватили. Кейстута казнили, а Витовта посадили в тюрьму в Кревском замке. Но в 1382 году ему, благодаря жене, удалось бежать, переодевшись в женское платье. И скрывался Витовт в деревнях близ Слонима. Отсюда через месяц он отправился в Пруссию, чтобы заключить соглашение с Ливонским орденом и вернуть себе власть в ВКЛ. Позже Витовт стал могущественным правителем княжества, на литовских землях воцарился мир, потребность в оборонительных сооружениях отпала, и крепость была перестроена в храм. Есть сведения, что в 1407 году Витовт вместе со своей женой посетили Слонимщину. То, что приезд князя был связан с какими-то политическими событиями, нигде в архивах не оговаривается. Возможно, он был связан с 25-летней годовщиной чудесного освобождения князя Витовта из Кревского замка, и церковь в Сынковичах была заложена в память об этом событии. В 1407 году храм был освящен в честь Архангела Божиего Михаила. Эта дата и считается его днем рождения.

Когда?
И все же церковь могла быть построена задолго да 1407 года.
Доказательств тому – несколько.
 
Во-первых, само здание напоминает готические древнеевропейские замки, что говорит о присутствии в Сынковичах прусов. Исходя из архивных данных, после великого восстания 1276 года в Пруссии беженцы из этой страны расселились на белорусских землях: возле Гродно, а также Слонима.

Во-вторых, отец Арсений заостряет внимание на некоторые детали на южной стене храма. Вверху там отмечены четыре кирпича. Священник считает, что именно на них и зафиксирован год завершения строительства, так как надпись находится в самом верху стены. По его мнению, это 1302 год.
 
Наконец, под слоем штукатурки реставраторами обнаружено граффити на древнегреческом языке, датируемое началом XIII века и содержащее слова апостола Иоанна, которое приглашает осторожно относиться к проповедникам религиозных учений: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов от Бога ли они. Православный Господь Иисус Христос с духом твоим. 1213 год».

Кроме того, в архивных описаниях церкви есть сведения о существовании граффити на латинском языке, датированных 1347 и 1352 годами, где упоминается имя Ольгерда, известного своими заботами о построении и украшении православных храмов. Одно из них расположено на западной стене, направо от входа, написано, вероятно, кем-то, недовольным политикой князя, обвиняет его в унижении государства: «А.Д.1347. О, Ольгерд, одних убивая, а других обвиняя, ты унизил государство». Другая надпись, на южной стороне храма, прославляет ум и воинские доблести князя: «Ольгерд славится дома и в войне. Сильно действует он мечом, заручен дружбой, умом, богатством. 1352 год». Граффити позволяют сделать вывод, что в это время стены замка уже стояли, так как после смерти великого князя (1377 год) писать ему обращение было бы бессмысленно.

***
Внести коррективы в общепринятую историю храма, а также пролить свет на его таинственную историю удалось благодаря начатой здесь реставрации. Сделать еще предстоит многое: полностью снять слой штукатурки и краски – можно с полной уверенностью сказать, что под ними находятся древние граффити и фрески, отреставрировать кирпичные стены, восстановить полуразрушенные лестницы внутри башен храма. Церковь пользуется большой популярностью не только у местных прихожан, но и у многочисленных паломников из различных городов Беларуси и зарубежья. И всех их интересуют тайны церкви-крепости. Разгадка уже близко.


Чудо-икона


Сынковичская церковь славится и своей чудотворной иконой Божией Матери «Всецарица». Люди верят, что она помогает излечиться не только от онкологических, но и от многих других заболеваний. По просьбе прихода икона написана монахами в Ватопецком монастыре на святой горе Афон в Греции, где и была освящена перед чудотворным первообразом. Она посетила все 20 афонских монастырей, и там ее возлагали на хранящиеся в этих монастырях святыни. После икона прибыла в Сынковичский храм и навсегда осталась в нем. В Книге свидетельств чудес исцелений от иконы Божией Матери «Всецарица», которая ведется в храме, можно найти очень много слов благодарности за чудесное выздоровление.


Метки: сынковичи, церковь, храм, оборонный

Страны: Беларусь

: 12:27 06.05.2012
       
E-mail*
Доп.информация
?