Архитектурные шедевры от Сантьяго Калатрава

Скорее всего в каком-нибудь историческом справочнике по архитектуре и искусству через 100 лет будет написано, что "Испания подарила миру двух самых удивительных архитекторов в мире - Антонио Гауди и Сантьяго Калатрава". Разница пока лишь в том, что Сантьяго Калатрава продолжает творить и по сей день.

Сантьяго Калатрава родился в 1951 году в Валенсии (Испания). В 1968 году Калатрава поступил в художественное училище там же, но уже через год, перешел в Высшую техническую школу архитектуры, которую закончил в 1975 году. Затем он закончил в Федеральный институт технологии (ETH) в Цюрихе, где получил диплом инженера.

В 1981 году Калатрава открыл свою мастерскую в Цюрихе, причем работал и как архитектор, и как инженер. Его первым проектом стал ангар завода компании Jakem в швейцарском Мунхвиллене (1983-1985). В 1989 он открыл филиал своего бюро в Париже.

Большинство проектов архитектора находятся на границе архитектуры и инженерии. Сложное и, одновременно, новаторское конструктивное решение - отличительная черта его работ. Также в них четко прослеживается отпечаток еще одного призвания Калатравы - профессии скульптора.

Сейчас штаб-квартира "империи" Калатравы расположена в роскошном трех­этажном офисе на аристократической Пятой авеню (Нью-йорк, США). Там же, на верхнем этаже - личная студия, в которой работает архитектор.

Его архитектурны шедевры отличаются футуристичностью, фантастической технологичностью и удивительной игрой линий и форм. Из бетона и стекла, он возводит самые неожиданные по форме конструкции, которые поражают своей невесомостью.

И сегодня мы составили для Вас оригинальный маршрут, который поможет вам увидеть лучшие его творения в Европе и не только.


Turning Torso. Мальме, Швеция

Начнем мы свое путешествие с Швеции. Здесь в 2005 году испанец окончил строительство своего первого небоскрёба — Turning Torso, архитектурная форма которого вызвала у общественности восторг своей “кручёной” формой.

Идею испанскому архитектору создать жилой дом по мотивам скульптуры самого же Калатравы подсказал бывший управляющий шведского подразделения строительной компании HBS Джони Орбак.

Калатраве идея понравилась, и он, взяв за основу скульптуру, состоящую из 7 кубов, слегка повёрнутых друг относительно друга, разработал проект TurningTorso («Поворачивающееся туловище»), насчитывающий уже 9 кубических секций, разница между углом поворота 1-ого и 9-ого блоков которого составляла 90 градусов.

Только если в скульптуре «кубы» были «закручены» относительно изогнутого стального стержня, то в доме – относительно внутренней осевой железобетонной конструкции, в которую были помещены лифты и лестницы.

Turning Torso. Мальме, Швеция
Редактор, TOURISMNEWS.BY
+
Turning Torso. Мальме, Швеция  

Идею испанскому архитектору создать жилой дом по мотивам скульптуры самого же Калатравы подсказал бывший управляющий шведского подразделения строительной компании HBS Джони Орбак.

В период строительства 190-метровый дом не выглядел зрелищно – уйма бетонных блоков, ничего не разберешь. Но когда его начали облицовывать и устанавливать совершенно безумные изогнутые окна – тогда о новом шедевре заговорили все.

Turning Torso. Мальме, Швеция
Редактор, TOURISMNEWS.BY
+
Turning Torso. Мальме, Швеция  

Хотя и без окон у 54-этажного здания хватает решений, способных вызвать восхищение. К примеру, кажущиеся со стороны вполне себе четырёхугольными, девять «кубов» TurningTorsoна самом деле представляют собой пятиугольные призмы. Иначе здание невозможно было бы «закрутить» на 90 градусов.

Чтобы дом был устойчивым, его фундамент пришлось углубить в землюна 18 метров, три из которых «закрепили» в скальном основании. Чтобы здание было во всех смыслах инновационным, его снабдили автономными источниками энергии: ветровой электростанцией и солнечными батареями.

На сегодняшний день TurningTorso является вторым по высоте жилым зданием в Европе (после нашего 264-метрового «Триумф-Паласа») и, понятное дело, одним из самых дорогих. Первые два «куба» дома сдаются под офисные помещения, а в остальных семи размещены апартаменты класса «люкс».


Просмотреть увеличенную карту

Здание вокзала. Льеж-Гийемен, Бельгия

Новое здание вокзала Льеж-Гийемен в Бельгии поражает лёгкостью своих форм даже самых заядлых критиков современности. Его потрясающее торжественное открытие состоялось в сентябре 2009 года

Перед Калатравой стояла задача – построить современное здание, которое могло бы принимать не только обычные пригородные поезда, но и скоростные серии TGV (для обеспечения быстрой доставки пассажиров до соседних стран – Франции, Великобритании, Голландии и Германии).

Здание вокзала. Льеж-Гийемен, Бельгия    

Отличительной особенностью вокзала Льеж-Гийемен является отсутствие у него стен. По сути, от внешнего мира станцию укрывает лишь огромная волнообразная крыша. Её прозрачность позволяет не только любоваться пассажирам панорамами города в ожидании поезда, но и символизирует главную идею вокзала – открытость и доступность.

Поэтому на вокзале должны появиться платформы большей длины и ширины, а доступ поездов к ним должен стать удобнее. Еще один важный момент - необходимо было предусмотреть сообщение вокзала с сетью автомагистралей.

В этой связи Сантяго Калатраве пришлось позаботиться о строительстве мостов и виадуков и дополнительного парковочного пространства на 800 машиномест (всего вокзал располагает 1500 мест).

Здание вокзала. Льеж-Гийемен, Бельгия    Своими формами Льеж-Гийемен напоминает волны, а если рассматривать его в совокупности с железнодорожными путями - это целый водопад, который особенно эффектно смотрится в вечернее время при включенной белой подсветки.

Своими формами Льеж-Гийемен напоминает волны, а если рассматривать его в совокупности с железнодорожными путями - это целый водопад, который особенно эффектно смотрится в вечернее время при включенной белой подсветки.

Здание вокзала. Льеж-Гийемен, Бельгия  

Помимо того, что «перерождённое» здание железнодорожного вокзала отвечало всем поставленным требованиям, оно с первого взгляда поражает своим дизайном!

Испанский архитектор справился с задачей превосходно. Помимо того, что «перерождённое» здание железнодорожного вокзала отвечало всем поставленным требованиям, оно с первого взгляда поражает своим дизайном!

Здание вокзала. Льеж-Гийемен, Бельгия   Перед Калатравой стояла задача – построить современное здание, которое могло бы принимать не только обычные пригородные поезда, но и скоростные серии TGV (для обеспечения быстрой доставки пассажиров до соседних стран – Франции, Великобритании, Голландии и Германии).

Отличительной особенностью вокзала Льеж-Гийемен является отсутствие у него стен. По сути, от внешнего мира станцию укрывает лишь огромная волнообразная крыша. Её прозрачность позволяет не только любоваться пассажирам панорамами города в ожидании поезда, но и символизирует главную идею вокзала – открытость и доступность.


Просмотреть увеличенную карту

Железнодорожная станция Лион-Сэнт-Экзюпери. Лион, Франция

Примечательно, что ранний период творчества Калатравы был посвящён, в основном, вокзалам и мостам.

Железнодорожная станция Лион-Сэнт-Экзюпери. Лион, Франция   Многие ошибочно думают, что архитектор черпал вдохновение у птиц. Однако "крылья" станции - это результат преобразования человеческого глаза, а колонны и опоры, поддерживающие навес над подходящими к вокзалу железнодорожными путями, - человеческого тела.

Так во Франции в июле 1994 года появился еще один вокзал руки Сантьяго Калатравы – железнодорожная станция Лион-Сэнт-Экзюпери. И опять же, сложность задачи состояла в том, что станция должна была обслуживать высокоскоростные поезда TGV, т.к. входила в транспортный комплекс одноимённого аэропорта.

Архитектор получил проект на конкурсной основе, т.к. согласно требованиям тендера, предложил восхитительное символическое решение "ворот в регион", обеспечивающее плавный пассажиропоток.

Железнодорожная станция Лион-Сэнт-Экзюпери. Лион, Франция  

Многие ошибочно думают, что архитектор черпал вдохновение у птиц. Однако "крылья" станции - это результат преобразования человеческого глаза, а колонны и опоры, поддерживающие навес над подходящими к вокзалу железнодорожными путями, - человеческого тела.

Железнодорожная станция Лион-Сэнт-Экзюпери. Лион, Франция   Внутри станции Лион-Сэнт-Экзюпери.

Кстати, на вокзале всего шесть путей, но 2 из них изолированы, чтобы дать возможность поездам, не останавливающимся на вокзале, проходить вокзал на полной скорости – 300 км/ч.


Просмотреть увеличенную карту

Предлагаем Вам не пожалеть 26 минут и узнать всю историю создания от самого автора.

Конечно же больше всего шедевров гениального архитектора можно найти в Испании.


Продаете туры в Испанию? Здесь могла быть ваша реклама за $20. Читайте подробнее


Мост Аламильо. Севилья, Испания

Мост Аламильо (Puente del Alamillo), через реку Гвадалквивир в городе Севилье, был построен для сообщения с большим и пустынным островом Картуха, на котором Испания в 1992 году решила принять гостей Всемирной выставки «Expo’92». Мероприятие призванное продемонстрировать последние технические и технологические достижения, возлагала большой груз ответственности на страну-хозяйку.

Надо ли говорить, что негласным заданием было представить на суд международного зрителя нечто невероятное.

Мост Аламильо. Севилья, Испания   Уникальность мостовой конструкции заключается в его единственной опоре, вздымающейся на высоту 142 метра, которая имеет наклон 58 градусов, что соответствует углу наклона граней знаменитых египетских пирамид.

Из всех проектов, представленных на суд комиссии, больший интерес вызвала работа на тот момент малоизвестного архитектора Сантьяго Калатравы. Его первый вариант предполагал строительство пары симметричных мостов, однако,  в следствии ограниченного бюджета, предпочтение было отдано в пользу одного грандиозного сооружения. Строительство моста продолжалось 3 года, и к Международной выставке новый мост предстал во всём своем великолепии.

Уникальность мостовой конструкции заключается в его единственной опоре, вздымающейся на высоту 142 метра, которая имеет наклон 58 градусов, что соответствует углу наклона граней знаменитых египетских пирамид.

Опора Моста Аламильо удерживает 200-метровый переход на тринадцати вантах. «Подвешенное» на натянутых стальных струнах полотно моста рассчитано не только на пешеходное и велосипедное движение, но также и для проезда автомобилей

Днём Мост Аламильо выделяется традиционным для сооружений Калатравы белым цветом, а ночью его обволакивает мягкая подсветка, подчеркивая воплощение дерзкой инженерной мысли.


Просмотреть увеличенную карту

Монжуикская телебашня. Барселона, Испания

Строительство другого проекта Калатравы – Монжуикской телебашни – осуществлялось параллельно с мостом Аламильо. И если мост спешили сдать к выставке «Expo’92», то телевизионную башню – к Летним Олимпийским играм в Барселоне, проходившим также в 1992 году.

Монжуикская телебашня. Барселона, Испания   Сооружение не блещет высотой – от земли до верхушки всего 136 метров. Если не знать её предназначения, то легко спутать с памятником Олимпийским играм.

Сооружение не блещет высотой – от земли до верхушки всего 136 метров. Зато какой оригинальный дизайн! В череде шпилей со смотровыми площадками и ресторанами – эта башня просто находка. Если не знать её предназначения, то легко спутать с памятником Олимпийским играм.

И на то есть причины – за основу своего творения Калатрава взял изображение атлета, держащего в руке факел с Олимпийским огнём.

Кстати, помимо памятника, телебашню можно отнести и к часам. Солнечным. А всё благодаря её высокому расположению (башня стоит на горе Монжуик), наличию шпиля-иглы и круглой платформы у основания.


Просмотреть увеличенную карту

Город Искусств и Наук. Валенсия, Испания

Город искусств и наук — это целый архитектурный комплекс площадью 350 000 квадратных метров из шести сооружений и 1 моста на осушенном дне реки Турия в городе Валенсия. Работа над созданием комплекса началась в 1991 году и велась Калатравой в сотрудничестве с мексиканским архитектором Феликсом Канделой. Из-под «пера» испанца вышли:

  • L’Hemisferic (кинотеатр IMAX, планетарий, театр),
  • музей наук Принца Филиппа(инновационный центр интерактивных наук),
  • оперный театр королевы Софии.
  • мост Assut de l’Or (в переводе с валенсийского диалекта -«Золотая плотина»),
  • и Агора, которая создает комплексное многофункциональное пространство (арена).

Феликсом Канделой созданы:

  • Океанографический парк Oceanogrбfico (самый большой аквариум в Европе с более чем 500 морских видов)
  • сад-галерея L’Umbracle (благоустроенная зеленая зона с автостоянкой),

Сад-галерея L’Umbracle. Город Искусств и Наук.   Сад-галерея L’Umbracle создан Феликсом Канделой. Входит в состав комплекса Города Искусств и Наук.

Все здания так или иначе перекликаются с темой природы: к примеру, за основу планетария взяты формы человеческого глаза, музея наук – хребта рыбы, а океанографического парка – образ раскрывшейся кувшинки.

предлагаем Вам небольшую виртуальную прогулку по городу, хотя никто не спорит, что в реальности побывать в этом интерактивном парке развлечений - безусловно стоит!

Но остановимся подробней на сооружениях Калатравы. Его L’Hemisferic был первым зданием, официально открытым в Городе Искусств и Наук (торжественное открытие состоялось в апреле 1998 года). L’Hemisferic состоит из нескольких частей и способно выполнять три разных функции: планетария, кинотеатра IMaxи театра лазерных постановок.

L’Hemisferic. Город Искусств и Наук. Валенсия, Испания   L’Hemisferic был первым зданием, официально открытым в Городе Искусств и Наук (торжественное открытие состоялось в апреле 1998 года). L’Hemisferic состоит из нескольких частей и способно выполнять три разных функции: планетария, кинотеатра IMaxи театра лазерных постановок.

Основные действия происходят в «зрачке» сооружения: здесь показывается звёздное небо, транслируются научные фильмы и демонстрируются лазерные шоу. А вот «веко» выполняет по большей части декоративную функцию, но при этом имеет очень интересную особенность: в зависимости от времени суток или других условий, оно способно «открываться» и «закрываться», то «обнажая», то закрывая своими стенками основную полусферу.

Формы Музея Наук Принца Филиппа также не назовёшь простыми. Здание, площадью около 40 000 квадратных метров, создано по образу и подобию хребта гигантской рыбы. Одна из сторон музея (северный фасад) полностью остеклена, что создаёт впечатление необъятного пространства.

Музей наук Принца Филиппа и L’Hemisferic   Формы Музея Наук Принца Филиппа также не назовёшь простыми. Здание, площадью около 40 000 квадратных метров, создано по образу и подобию хребта гигантской рыбы. Одна из сторон музея (северный фасад) полностью остеклена, что создаёт впечатление необъятного пространства.

За витиеватыми и остроконечными конструкциями скрываются три этажа музейного пространства, в которых на теоретическом, экспериментальном и развлекательном уровнях показаны этапы эволюции жизни, науки и технологии.

Бесподобный оперный театр имени королевы Софи издалека здание напоминает небольшую рыбку с открытым ртом и "резными" плавниками. Здание достигает 70 метров в высоту и занимает площадь в более чем 37 тысяч квадратных метров, что делает её самым крупным строением в Городе Искусств и Наук.

Оперный театр имени королевы Софи. Город Искусств и Наук   Бесподобный оперный театр имени королевы Софи издалека здание напоминает небольшую рыбку с открытым ртом и "резными" плавниками. Здание достигает 70 метров в высоту и занимает площадь в более чем 37 тысяч квадратных метров, что делает её самым крупным строением в Городе Искусств и Наук.

И все же самой экстравагантной и зрелищной частью оперного театра является его «гребешок», а попросту – крыша. Она выполнена из ламинированной стали и представляет собой дугообразный элемент длиной в 270 метров и весом почти 3 тонны!

Бгора. Город Искусств и Наук. Валенсия, Испания   Бгора (El Бgora) представляет собой крытый павильон эллиптической формы, занимающий площадь 5000 квадратных метров. 80-метровая высота крыши позволяет проводить в нем любые спортивные соревнования.

Бгора (El Бgora) представляет собой крытый павильон эллиптической формы, занимающий площадь 5000 квадратных метров. 80-метровая высота крыши позволяет проводить в нем любые спортивные соревнования.

Oceanogrбfico. Город Искусств и Наук. Валенсия, Испания   Oceanogrбfico - океанографический парк на открытом воздухе с самым большим в Европе океанографическим аквариумом — он занимает 110 000 м2 и вмещает 42 миллиона литров воды. Здание Феликса Канделы построено в форме кувшинки.

Oceanogrбfico - океанографический парк на открытом воздухе с самым большим в Европе океанографическим аквариумом — он занимает 110 000 м2 и вмещает 42 миллиона литров воды. Здание Феликса Канделы построено в форме кувшинки.


Просмотреть увеличенную карту


Концертный зал Тенерифе. Остров Тенифе, Испания

На набережной Санта-Крус-де-Тенерифе острова Тенерифе возвышается прекрасный Концертный зал - еще одна работа Сантьяго Калатравы.

 Над этим зданием архитектор трудился более 6 лет.

Творение Калатравы расположилось на площади в 23 000 квадратных метра. Четверть этого пространства (6471 кв.м.) отдана непосредственно под нужды оперного театра: симфонический и камерный залы, главный холл и 8 маленьких холлов, предназначенных для временных выставок, проведения пресс-конференций, продажи сувенирной продукции и прочего.

Остальная (и большая) часть отведена под террасы – огромную открытую PlazaAlisios, площадью 16 289 кв.м., «Атлантическую» (400 кв.м.) с потрясающим панорамным видом на Атлантический океан и «Городскую» (350 кв.м.) террасу с видом на Санта-Крус.

Концертный зал Тенерифе. Остров Тенифе, Испания   Творение Калатравы расположилось на площади в 23 000 квадратных метра. Четверть этого пространства (6471 кв.м.) отдана непосредственно под нужды оперного театра: симфонический и камерный залы, главный холл и 8 маленьких холлов, предназначенных для временных выставок, проведения пресс-конференций, продажи сувенирной продукции и прочего.

Но главный элемент, привлекающий так много внимания к зданию Концертного зала, в состав бесчисленных холлов и террас не входит, он над ними возвышается (к слову, аж на 58 метров). Это… вторая крыша. Выполненная в форме волны и вылитая из бетона, она, по большей части, имеет декоративное назначение.

Город Искусств и Наук. Валенсия, Испания   Во внутреннюю часть крыши-волны встроены лампы, которые в тёмное время суток дают великолепное мягкое освещение. Причём свет распределён таким образом, что подсвечивается как основное здание, так и площадки, прилегающие к нему.

Во внутреннюю часть крыши встроены лампы, которые в тёмное время суток дают великолепное мягкое освещение. Причём свет распределён таким образом, что подсвечивается как основное здание, так и площадки, прилегающие к нему.

Внутри Концертный зал Тенерифе не менее удивителен. Во-первых, он вмещает в себя сразу два зала, меньший рассчитан на 400 человек, а больший легко вместит около 1800 зрителей. Своды залов выполнены в кристаллической форме, а акустика настолько точно настроена, что слышен малейший шорох. Для такого четкого звучания применялась система лазерного тестирования. После открытия Концерт-холл стал символом, олицетворяющим Канарские острова.


Просмотреть увеличенную карту

Orient Station. Лиссабон, Португалия

Шесть лет спустя после "Expo'92" в Севилье, еще одна работа Сантяго Калатрава будет построена к выставке "Expo'98" но уже в Лиссабоне. «Ориенте» — станция Лиссабонского метрополитена.

Orient Station. Лиссабон, Португалия   «Ориенте» — станция Лиссабонского метрополитена.

Orient Station. Лиссабон, Португалия   Калатрава предложил создать невесомую конструкцию в виде больших Т-образных конструкций, которые связывали пешеходные галереи, переходы, лестницы и мосты.

Задача, которая была поставлена перед архитектором, заключалась в создание открытой и прозрачной конструкции. Которая кроме всего прочего, должна была объединить транспортные магистрали, метро, остановки общественного транспорта и парковку на 2000 автомобилей.

Orient Station. Лиссабон, Португалия   Калатрава предложил создать невесомую конструкцию в виде больших Т-образных конструкций, которые связывали пешеходные галереи, переходы, лестницы и мосты.

Калатрава предложил создать невесомую конструкцию в виде больших Т-образных конструкций, которые связывали пешеходные галереи, переходы, лестницы и мосты.


Просмотреть увеличенную карту

Павильон Квадраччи Музея искусств Милуоки. Висконсин, США.    На осуществление этой задумки Калатраве потребовалось 72 стальных «пера» длиной от 8 до 32 метров. Вес всей конструкции составил 90 тонн. Но несмотря на свою массивность, «крылья» выглядят практически невесомыми, да и «взмах» осуществляют всего за 3,5 минуты. В целях безопасности на «крыльях» установлены датчики, постоянно контролирующие скорость и направление ветра. И если ветер более трёх секунд дует со скоростью 10 метров в секунду, система автоматически складывает солнцезащитный экран.

Здания, мосты и станции Сантяго Калатрава можно увидеть не только на родине архитектора - Испании (Bac de Roda Bridge, Барселона; пешеходный мост Кампо Волантин и Новый терминал аэропорта в Бильбао) - но и в Швейцарии (Jakem Steel Warehouse, Wohlen High School, Stadelhofen Railway Station, Lucerne Station Hall, Barenmatte Community Center, Tabourettli Theater, University of Zurich, «Bibliothekseinbau» library remodelling в Цюрихе), Германии (Ernsting Warehouse),  Ирландии (Мост Джеймса Джойса, мост через реку Лиффи, Дублин), Нидерландах (Три моста - Harp, Cittern и Lute), Израиле (Струнный мост «Арфа Давида», Иерусалим; Кинетическая композиция в Технионе, Струнный мост в Петах-Тикве), в Италии (Мост Конституции, Венеция), Аргентине (Puente de la Mujer (Мост женщины), в районе Пуэрто-Мадеро Буэнос-Айреса), США (Milwaukee Art Museum, Милуоки, Висконсин; Sundial Bridge at Turtle Bay, Реддинг, Калифорния) и Канаде (BCE Place, Торонто).

Мост Женщины. Буэнос-Айрос, Аргентина   Главной особенностью моста (помимо, собственно, опоры, повёрнутой, впервые в его практике, не к берегу, а в направлении моста) стала подвижная центральная часть. Она способна поворачиваться на 90 градусов, тем самым обеспечивая пропуск крупногабаритных судов.

В настоящее время Калатрава проектирует будущий вокзал — Центр Транспортировки Всемирного Торгового Тентра — в восстановленном Всемирном Торговом Центре в Нью-Йорке. А также сейчас, в связи с кризисом, полностью остановлено строительство объекта, который должен был стать жемчужиной творчества испанца — небоскрёба Чикаго Спейр, ставшего бы самым удивительным и красивым зданием “города небоскрёбов”.

Павильон Квадраччи Музея искусств Милуоки. Висконсин, США.    Павильон был удостоен целого ряда наград, причем не только архитектурных. Так, по результатам опроса одного из порталов, павильон Квадраччи получил почетный титул «самого сексуального здания» в мире.

Чтобы увидеть и узнать больше о его работах и творчестве, можно посетить его личный сайт. Как у человека творческого, архитектура - не единственное его увлечение.

При написании материала использовались источники: calatrava.com, youtube.com/user/WorldSiteGuides, zoomex.ru, tfloor.ru

Метки: архитектура, достопримечательности, Сантьяго Калатрава, шедевр, удивительные здания, мост, вокзал, парк развлечений, архитектор

Страны: Швеция, Франция, Португалия, Испания, Бельгия

: 12:21 07.06.2013
       
E-mail*
Доп.информация
?