Отель на колесах

Карванинг - от англ. «carvanning», автомобильный туризм с проживанием в автофургонах или автоприцепах. Многие из белорусов, кто побывал в Европе, не дадут соврать, что подавляющее большинство граждан ЕС путешествуют на своём автомобиле... но не на обычном, а со специальным жилым прицепом - караваном. Караванинг становится все более популярным видом туризма и у белорусов.

Идея ближних и дальних автопутешествий зарождается у автолюбителя еще до покупки автомобиля, и можно утверждать, что каждый владелец автомобиля - потенциальный автотурист.

Преимуществом такого отдыха перед прочими видами туризма является свобода в выборе маршрута и вида транспорта, а также возможность самому определять продолжительность путешествия, количество остановок и конечный пункт путешествия. Такой туризм может быть одиночным, семейным (когда в путешествие отправляется вся семья), или групповым (если собирается группа из нескольких авто-мотолюбителей).

Что касается недостатков автомобильного туризма, то их всего несколько.

Если Вы планируете путешествие за рубеж, то, скорее всего, вопрос с визами придется решать самостоятельно. Хотя можно обратиться в турфирму и попробовать заказать визу через турагентство.

Если количество путешествующих - один-два, то стоимость топлива (а в Европе и проезда по автобанам) в пересчете на человека выльется в приличную сумму. Идеальное количество для путешествий на автомобиле - четыре человека. И веселее, и безопаснее, и транспортные расходы можно поделить на всех.

Путешествие на автодоме по характеру может совмещать экологический и активный туризм с познавательным и экскурсионным. Ведь в качестве транспорта и средства размещения караванинг использует специальные, приспособленные для путешествий, универсальные по назначению, туристические транспортные средства. Путешествие на автодоме - это не только автопробег, но может включать также экскурсии, вело прогулки, пешие маршруты и др. Таким образом, караванинг - комбинированное по характеру путешествие, объединяющее разные виды туризма.

Европейцы предпочитают автодома

В Европе караванинг зародился около 50 лет назад. Появлению и развитию данного вида туризма в Европе способствовали следующие факторы: потребность населения выезжать в выходные на природу, отсутствие дач в Европе, малые затраты на данный вид отдыха, правительственная поддержка сектора караванинга и агротузима в Европе, что повлекло развитие внутреннего и въездного туризма за счет караванинга.

По данным Европейской Федерации Ассоциаций Кемпингов на сектор кемпинга и караванинга каждый год, в среднем, приходится около 22% всех отдыхающих в Европе.

Данный сектор предоставляет 10,8 млн. мест для ночлега туристов и является самой крупной туристической сетью Европы, опережая традиционный гостиничный бизнес с 8,7 млн. мест. Общая численность моторных кемперов в Европе около 1млн. 100 тыс. плюс около 900 тыс. прицепов. По усредненным данным, за последние 5 лет каждый год только в Германии регистрируется около 150 млн. ночлегов/дневных проживаний на караван-стоянках и кемпингах.

При этом среднесуточные расходы на одного человека составляют около 33,2 евро. Общий годовой оборот отрасли караванинга в Германии составляет около 10 млрд. евро. В общей сложности, в данной отрасли занято около 170 тыс. человек. Все вышесказанное свидетельствует о популярности и успешном развитии данного вида отдыха в Европе. Это отлаженный механизм, дающий работу и доходы всем участникам - кто-то производит, кто-то обеспечивает сервис и аренду, кто-то отдыхает с комфортом и больше по времени, минимизируя затраты.

Караванинг в Беларуси: пациент скорее жив…

Состояние караванинга в Беларуси близко к нулевой отметке. Проезжают одиночные транзитные машины, несколько раз в год в направлении России проезжают организованные группы. Есть некоторое количество кемперов в частном пользовании. Есть слабенькая национальная ассоциация караванеров. Существующая инфраструктура внутреннего туризма не приспособлена для автотуризма, а люди, работающие в ней, зачастую имеют отдаленное представление о сущности таких слов как караванинг, кемпер или кемпинг.

В то же время для создания этого нового направления туризма нет необходимости в особых комплексных программах или значительных финансовых средствах. Достаточно создать первичные условия для развития рынка автодомов и караванинга в стране. Развитие караванинга в Беларуси во многих случаях не имеет каких-либо противопоказаний. Ведь инфраструктура не несет затрат на строительство гостиниц, новых коммуникаций или автодорог.

Практически, для начала необходимо определить перечень мест возможных стоянок кемперов, разделив их на две категории: первая - это транзитные стоянки, предназначенные для ночлега при дальних переездах; вторая - это места отдыха на основе существующих баз. В каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход для определения оптимального количества мест, создания наиболее комфортных условий размещения, набора предоставляемых услуг, выполнения экологических норм.

В качестве примера можно привести одну из баз отдыха на Минском море, которая уже имеет опыт приема кемперов с помощью одной из туристических компаний, обеспечивающей сопровождение организованной транзитной группы немецких караванеров на их пути в Россию. Дополнительно необходимо, опять же на основе имеющихся объектов, создавать условия для сервиса кемперов, обеспечивая решение таких вопросов, как заправка чистой водой, слив «серых» вод и канализации, заправку газом, обслуживание специфических систем.

Караванинг должен состоять из трех основных составляющих - наличия кемперов, доступной аренды и кемпингов. Таким образом, будут сформированы условия для внутреннего караванинга. Основной объем въездных посещений автотуристов на кемперах возможен со стороны России, где в Москве и Питере работает несколько достаточно крупных прокатных компаний и имеется некоторое количество кемперов в частном пользовании.

Советы автотуристу

Если вы решили арендовать дом на колесах и отправиться на нем в путешествие, то прислушайтесь к нашим советам.

Опыт подобных путешествий показал, что наилучший размер самодеятельной туристической группы - два, в крайнем случае, три автомобиля. Лучше, если автомобили в группе однотипные, это позволит легче устранить неисправность, обойтись меньшим количеством запасных частей.

Путешествовать в одиночку, одним экипажем, не особенно желательно. Вам всегда может понадобиться помощь товарища, в группе вы чувствуете себя увереннее и спокойнее, да и отдых с друзьями интереснее и приятнее. С другой стороны, слишком большая группа - тоже плохо, в ней трудно соблюсти порядок и стройность движения, согласовать интересы всех участников.

Совершенно необходимо заранее составить план путешествия с учетом продолжительности вашего отпуска, состояния автомобиля, материальных возможностей. Это может быть просто тетрадный листок, на котором записаны этапы вашего движения, перечислены населенные пункты - вехи вашего маршрута, намечены даты и время предполагаемого прибытия в них и убытия, обозначены примерные места ночлегов. План позволяет лучше распределить свои силы и возможности и во многом способствует успеху путешествия.

Составляя план, можно исходить из следующих примерных норм дневного пробега в туристских поездках: по хорошим асфальтированным дорогам - не более 700-800 км, по грунтовым до 400-500 км, по трудным горным - до 200-300 км.

Наряду с планом путешествия следует составить и примерную смету путевых расходов, иначе можно оказаться без средств в самый нужный момент. Должна быть обязательно предусмотрена некоторая сумма на непредвиденные расходы (примерно 25% от общей стоимости поездки).

Готовим к путешествию автомобиль

В первую очередь обратите внимание на шины. Печальный опыт некоторых туристов показывает, что в путешествие нельзя отправляться на изношенных или старых шинах, в противном случае отдых заменяется каторжной работой по их демонтажу и ремонту.

Практика эксплуатации также показала, что если автомобиль сильно нагружен, как это обычно бывает в туристических поездках, то давление в шинах целесообразно увеличить на 0,2 кгс/см2 по сравнению с нормой. Благодаря этому улучшается накат автомобиля, шины меньше нагреваются и меньше изнашиваются. Измерять давление следует обязательно только в холодных шинах, до начала движения. Никакая «корректировка» давления в процессе движения, например выпускание воздуха из нагревшихся на ходу шин, недопустима. Проверять давление в шинах нужно обязательно манометром, ни в коем случае не «на глазок».

Отправляясь в путешествие по местности с жарким климатом, необходимо взять тент для машины, так как под действием солнечных лучей окраска быстро тускнеет. Тент желательно сшить из тонкой светлой ткани; к его краям прикрепите петли, за которые он привязывается к автомобилю. Незакрепленный тент легко сдувается ветром. При длительных стоянках нужно защищать и шины, для которых вы тоже можете сшить матерчатые чехлы.

Если с вами едут маленькие дети, то они должны находиться на заднем сиденье - там безопаснее. Внутренние ручки задних дверей в этом случае рекомендуется заблокировать.

Что взять в дорогу?

Прежде всего, нужно оборудовать хорошие спальные места для всех участников поездки. Плохой ночной отдых сводит на нет все удовольствие от путешествия. Спать надо всегда на достаточно удобной постели - раздетым, на простыне, с хорошими подушкой и одеялом.
Одежда туриста должна соответствовать климату, погоде района путешествия, индивидуальным вкусам и возможностям, поэтому советы здесь давать трудно.

Во всяком случае, необходимы повседневный и выходной костюмы, рубашки, головной убор, теплая одежда (свитер, куртка, плащ), полуботинки или туфли, резиновые сапоги.

Обязательно возьмите с собой карманный фонарь со свежими батарейками, пластиковую скатерть, бумажные салфетки или бумажные полотенца.

Многие туристы предпочитают готовить пищу сами. В этом случае необходим набор кухонной посуды и принадлежностей, в который должны входить как минимум 2 кастрюли, сковорода, тарелки, кружки, ложки, вилки, ножи. Все это желательно держать в специальном ящике.

Пожалуй, в качестве кухонного очага автотуристам лучше всего иметь двухконфорочную портативную газовую плитку с пятилитровым баллоном. Двух баллонов вполне хватает на самое продолжительное путешествие. Плитки с маленькими баллончиками не годятся, так как запас газа в баллонах невелик и их требуется брать с собой слишком много.

Бензиновые двухконфорочные плитки тоже достаточно удобны. Они имеют защитные щитки от ветра и расходуют мало горючего.

В автомобиле всегда должна быть питьевая вода. Запас воды лучше всего держать в десятилитровой алюминиевой канистре. Железная посуда для этого не подходит, так как она тяжела и загрязняет воду ржавчиной, пластмассовая придает воде неприятный запах, особенно в жаркую погоду.

После того как все вещи будут отобраны, составьте полный их перечень. Он вам понадобится в день отъезда, чтобы ничего не забыть дома. По нему же можно прикинуть вес каждой вещи и оценить общую загрузку автомобиля, чтобы удостовериться в том, что в момент отправления он сможет сдвинуться с места. Теперь можно начинать погрузку.
Весь инструмент, запасные части и почти все принадлежности для технического обслуживания могут быть спрятаны в «тайники», которых много в любом автомобиле.

Желательно иметь в багажнике один жесткий чемодан для хранения предметов, которые мять нежелательно. Вообще же чемоданы в машине неудобны, поэтому большинство вещей рекомендуется держать в мешках, рюкзаках и т. п., группируя их по назначению, - например, одежда, обувь, спортинвентарь и т.п. Хранение предметов «россыпью» очень неудобно и причиняет массу ненужных забот.

На верхнем багажнике рекомендуется разместить громоздкие, но не слишком тяжелые вещи. Они должны быть укрыты пленкой или специальным чехлом и надежно привязаны. Однако имейте в виду, что если груз на багажнике по размеру чересчур велик, то из-за увеличенного сопротивления воздуха автомобиль может заметно потерять скорость, а расход бензина станет больше.

Если у автомобиля больше загружена задняя часть, то он приобретает так называемую «избыточную поворачиваемость», а проявляется это значительным ухудшением управляемости автомобиля. Поэтому вещи и пассажиров нужно стремиться разместить так, чтобы загрузка была равномерной. Даже лучше, если на переднюю часть автомобиля приходится несколько больший вес, чем на заднюю. Поэтому, в частности, желательно верхний багажник сдвинуть вперед.

Находясь в дороге

Находясь в пути, не забывайте некоторых полезных правил и советов, которые выработаны длительным опытом автотуристов.

Если вы едете группой из 2-3 автомобилей, то нельзя сильно отставать друг от друга. Особенно легко потеряться и разъехаться в разные стороны на перекрестках с интенсивным движением, в населенных пунктах и т.п. Если такое все же произойдет, то на этот случай надо заранее назначить место сбора.

Какую держать скорость на хороших магистральных шоссе? Разумеется, такую, чтобы обеспечивалась безопасность движения. В то же время скорость не должна быть слишком малой. Известно, что движение наиболее безопасно, если вы едете примерно с такой же скоростью, с какой по данной дороге идет большинство автомобилей. Двигаясь с большей скоростью, вам придется слишком часто совершать обгоны, а каждый обгон сопряжен с повышенной опасностью; если же вы будете ехать намного медленнее, то, наоборот, вас будут обгонять слишком часто - в этом тоже нет ничего хорошего.

Во многих случаях для движения по автомобильным дорогам оптимальной и рекомендуемой является скорость 90-100 км/ч. На дорогах других категорий скорость зависит от качества покрытия и конкретной дорожной обстановки.

Автотуристам настоятельно рекомендуется движение только днем. Иногда встречаются любители ночной езды. Они считают, что ночью дороги свободнее и поэтому можно ехать быстрее. Однако статистика свидетельствует о том, что, хотя ночью интенсивность движения становится меньше в среднем в 10 раз, количество дорожно-транспортных происшествий уменьшается, по сравнению с дневным временем только вдвое.

Следовательно, шансов попасть в аварию ночью в пять раз выше, чем днем!

Выезжать утром следует как можно раньше, лучше, если не позже 5-6 ч. В это время не жарко, дорога свободна, ехать приятно. У большинства людей тотчас после пробуждения отсутствует хороший аппетит, поэтому перед выездом вместо завтрака можно ограничиться чашкой чая, заготовленного с вечера в термосе. Водитель перед отправлением обязательно должен привести себя в достаточно активное состояние, сделав зарядку и по возможности приняв душ или искупавшись.

Через час-два у туристов появляется аппетит. К этому времени солнце поднялось высоко, роса высохла. И можно в красивом месте устроить остановку минут на 30-40 для приема пищи. К этому же времени открываются придорожные кафе и столовые.

С 8-9 и примерно до 12 ч - снова в пути, с короткими остановками для отдыха или более длительными - для купания, осмотра достопримечательностей и т.п. С 12 до 14-15 ч - продолжительная остановка для отдыха, экскурсий и обеда, с 15 до 18 ч - опять в дороге. Таким образом, получается 8-9 ходовых часов в день, в течение которых можно проехать по хорошей равнинной дороге около 700 км.

На ночлег рекомендуется останавливаться не позднее 17-19 ч. В оставшееся до сна время можно поужинать, отдохнуть, осмотреть автомобиль, поделиться впечатлениями и т. п. В 22-23 ч можно лечь спать. Разумеется, особенности вашего маршрута и другие обстоятельства внесут коррективы в указанный режим, но за основу принять его вполне стоит.

В путешествии целесообразнее всего придерживаться примерно такого же режима и рациона питания, к которому вы привычны, лишь с небольшими поправками.

Всухомятку питаться не следует. Завтрак, обед, ужин должны быть полноценными. Однако желателен некоторый уклон в сторону более легкой пищи и уменьшения ее количества. Особенно это важно в отношении обеда, так как обильная еда вызывает у водителя в послеобеденное время непреодолимое стремление ко сну. Нежелательно использовать консервы, так как летом везде много разнообразных свежих продуктов; кроме того, консервы после длительного нахождения в тепле могут стать опасными.

Метки: кемпер, карванинг, автомобиль, путешествие

Страны: Беларусь

: 10:10 12.06.2014
       
E-mail*
Доп.информация
?